Чему хотят научить малыша?

Начиная обучать малыша чуть ли не сразу после его рождения, боясь опоздать и не вырастить всесторонне гармоничную личность, родители, как это ни странно звучит, порой обедняют своего ребенка. Ребенок за первые три года своей жизни самостоятельно впитывает знания об иерархии и культуре социальных групп, манеру поведения, флору и фауну, схемы выживания и безопасности, астрономические и атмосферные явления. Если же посмотреть, что подразумевается под понятием систем раннего развития, то все сведется к чтению и умению считать. Изредка можно в этом списке найти упоминания о музыке, живописи или иностранных языках.

Не сводится ли при этом гениальные возможности ребенка к примитивным представлениям родителей о гениальности вообще. Для не знающих иностранных языков, не любящих читать и имеющих далеко не математический склад ума родителей, умение их ребенка делать все это – признак гениальности. Ребенок хочет получать и осознавать информацию о животном мире, ему интересно следить за мерцанием звезд в ночном небе, изучать мифологию. Но взрослые не знают сами, ответов на интересующие малыша темы и вдалбливают в его голову цифры и буквы.

Взрослые говорят, что умение читать привьет ребенку любовь к книгам, и он сможет познавать мир, сопереживая героям сказок. Это не так. Дети устроены по другому и им не нужны те знания, которые нужны взрослому человеку. Они не могут усваивать информацию как взрослые. У ребенка еще нет той базы знаний, на которые ложится почерпнутая из книг информация. Дети лучше усваивают то, что слышат и видят, к чему могут прикоснуться. И видеть они должны реальные объекты мира, а не буквы и цифры.

Дети ловят информацию на слух. Трехлетнему малышу удается по памяти рассказать стишок, услышанный однажды от бабушки в полтора годика. Но он же не вспомнит ни слова из прочитанной в два года книги. Ребенок с легкостью воспринимает слово, произнесенное эмоционально, с интонацией, при прямом общении. Текст для него всего лишь набор букв.

Дети очень любят рассматривать различные предметы и явления, которые заинтересовали их, откладывая в памяти увиденное. Некоторые родители пытаются использовать такую особенность, чтобы научить ребенка читать. В игровой форме предлагая ему кубики или таблички со словами, карточки с рисунками. Другие идут дальше, прикрепляя ко всем вещам в квартире вывески с названием. Это не самый удачный способ обучения.

Для ребенка гораздо важнее при взгляде на предмет услышать из уст родителей как звучит слово, а не то, как оно написано. Произнося название того или иного объекта внимания ребенка, родители интонациями определяют свое отношение к нему, а это важно. Да и, тем более, невозможно развесить таблички на всех предметах, с которыми малышу предстоит столкнуться в жизни. На деревьях и цветах, на облаках и звездах.

Вот тут появляется еще одна проблема. Это проблема времени родителей. Нередко маме проще написать таблички для малыша и развесить их повсюду, нежели двадцать раз пересказать с выражением «Колобок». А именно 20-30 раз нужно рассказывать детям в таком возрасте сказки, чтобы они были полностью удовлетворены. Родители стремятся свести общение с малышом к такому типу, когда тот сам занят своими делами, абсолютно не задумываясь о необходимости эмоционального контакта с взрослыми и внешним миром.